(Боташланы Муссаны «Энциклопедия карачаевской лошади» китабындан).
Саргъылдым тору – желтоватый оттенок гнедой масти.
Сур – светло-коричневый.
Тору – гнедая.

Талгъыр – светло-гнедая с полосками на ногах и тёмным ремнём на спине. В 1939 году Б.П. Войтяцкий при обследовании карачаевской породы отмечал: «Высокий процент животных с тёмным ремнём на спине, который сопровождает различные окраски; наличие в популяции животных буланой и гнедой масти с зеброидной полосатостью на плечах, а иногда и по спине. В частности, небезынтересно констатировать среди карачаевских лошадей факт наличия отдельных экземпляров животных с сетчатым – типа монгольских лошадей – рисунком на плечах, что указывает на некоторое их генетическое родство». В принципе это характерные черты в масти диких тарпанов.
Торгъул – один из оттенков гнедой масти.
Торусман – полугнедой.
Тумкъара – смолисто-чёрный, тумкъара. 
Чал – чалая, в тюркских языках чал – «седина, белизна, проседь».
Чал тору – гнедо-чалая.
Чагъыр – пятнистый.
Чубар – пегая, с преимуществом тёмной масти.
Чуп-чубар – рябой-прерябой.
Чычхан сырт – вид сивой масти.
Шауракъ – тёмно-серый.
АТЛАНЫ БЕЛГИЛЕРИ
Акъ туякъ – лошадь с белыми чулками.
Башил – белоголовая, с пятном на голове лошадь.
Къашха ат – лошадь с отметиной на лбу.
Онгнган – с возрастом серые лошади меняют окрас, темнеют.
Къурумтюк – появление тёмных волос.
АТЛАГЪА АСЛАМ АТАЛГЪАН АТЛА
Алакёз,
Алчыкъ,
Ахтуякъ,
Ахтыр,
Айгъыр,
Айтек,
Бора,
Батыр,
Гемуда,
Басхан,
Даусуз,
Даур,
Джулдуз,
Джигит,
Джоргъа,
Джохар,
Джигит,
Къаракёз,
Къаракъуш,
Къаспар,
Къарпакъ,
Къанат,
Къашха,
Къобан,
Сабыр,
Субай,
Тулпар,
Тарпан,
Тора,
Торгъул,
Тохтамаз,
Таймаз,
Талгъыр,
Тенгиз,
Туугъан,
Маркъа,
Орман,
Орлан,
Лячин,
Хурзук,
Чабар,
Чолпан,
Чууакъ и т.д.
Часто клички давались по масти лошади и отличительным приметам, отметины на лбу, белые бабки и различные оттенки в масти или по названию местности типа Бакъсан, Домбай, Хурзук.
АТ КЕРЕКЛЕ
Агъач джер (джер) – корпус седла.
Агъырыкъ ат – конь с полной сбруей для верховой езды.
Ат джер – седло в полном комплекте. К седлу относились очень бережно, не оставляли его под открытым небом, не хранили в подсобном помещении, как обычный сельхозинвентарь. Седло вносили в дом, вешали на почётном месте возле оружия. «Атынгдан айырылсанг да, джерингден айырылма – даже если расстанешься с конём, не расставайся с седлом». «Ат басханны джер биледи, джер басханны ат биледи – тяжесть коня известна земле, а о тяжести седла знает только лошадь». «Атха къарай билмеген джаяу джюрюр – кто не умеет смотреть за лошадью, ходит пешком».
Ат керек – комплект снаряжения для верховой лошади.
Ат джерни тартхысы – тесёмки седла, диалк. ийер тартхысы.
Атны кюмюш кереги – комплект серебряных украшений упряжи, они были двух видов 1. Круглые, выпуклые серебряные бляхи с чернением 2. Плоские пластины с гравировкой (фото в конце книги). По убранству коня определяли статус всадника, его положение. Например, в упряжи абреков никогда не было украшений из металлических предметов (чтобы избежать любого шума), лошади их были вороной масти, без всяких белых вкраплений, как и вся их одежда и вооружение.
Арчакъ, ангырчакъ – деревянный остов седла, состоящий из передней и задней луки и двух боковых лавок. Луки вытачивались из цельной древесины твёрдых пород, индивидуально по меркам лошади. Центральная часть ленчика была приподнята над хребтом лошади аркой, а боковые части плоско лежали на верхней стороне рёбер. Таким образом, седло не натирало спину лошади. Важно отметить, оно было очень лёгким.
Артмакъ – переметные сумы.
Арыш – широкий кожаный ремень от передней до задней луки седла, укрепляющий ленчик.
Алтынчакъ – крепеж подушки седла.
Алтынджакъ – амулет, подвешиваемый на лоб лошади.
Аякъ кишен – путы на три ноги.
Айры камчи – плётка с раздвоенным концом.
Айыл – подпруга. Атны айылын къаты тартсанг, къабаргъа чабар – если (туго) натянешь подпругу, и конь укусит (смысл: знай меру).
Ауузлукъ – удила. Ат, башына иш тюшсе, ауузлугъу бла суу ичер, эр башына иш тюшсе, чуругъу бла суудан ётер – лошадь, когда нет выхода, воду пьёт через удила, мужчина, когда выхода нет, реку переходит в сапогах.
Башлыкъ – наголовник.
Башлы джюген – уздечка с полным наголовником. По данным Х. М. Акбаева, их было несколько видов, къадау джюген – с шорами и строгими удилами, без нахрапника къарачай джюген, полной комплектации толу джюген и парадная зырма джюген.
Бурундукъ – ремень, надеваемый на нос лошади.
Билеклик – повод узды, диалек. тизгин.
Джабыу – покрывало.
Гаммос – намордник.
Джабхыч – шоры, наглазники для пугливой лошади.
Джауурлукъ – чепрак, подседельник.
Джаякълыкъ – ремень под нижней челюстью лошади.
Джерлерге – оседлать лошадь.
Джерлик-терлик – подседельник.
Джюген – уздечка, арба джюген – вожжи.
Джюгенсиз – невзнузданный, перен. непослушный.
Джыры – торока задней луки.
Джырымлыкъ – материал для ремешков.
Джюген тогъай – кольцо уздечки.
Забит ат джер – офицерское седло.
Къадау нохта – недоуздок, сжимающий челюсти.
Къапчыкъ – тороки по обеим сторонам седла.
Къатырыкъ, тартхан бау – верхняя подпруга, череспоясник по седлу, сверх подушки.
Къанджыгъа – место для бурки на задней луке лошади позади седла; место для транспортировки пленного. Къанджыгъада джамчыдан эсе кёкдеги джауум джууукъ – дождь в небе оказывается ближе, чем твоя притороченная бурка.
Къанджыгъа баула – ремни, торока.
Къаш – лука седла; ал къаш – передняя лука, арт къаш – задняя лука.
Къалта – кармашек на седле.
Къамчи – нагайка. Ат къамчиден къоркъар, эр намысдан къоркъар – лошадь боится плети, мужчина боится бесчестья. Ат болса, къамчи да болур – была бы лошадь, а плеть найдётся.
Къамчи учу – конец плётки.
Къайиш уста – шорник.
Къаптал – войлочная подкладка под ленчик седла.
Кишен – путы, у карачаево-балкарцев включали кожаные ремни къайиш, застёжки тиек, язычки – клапаны къулакъ, кольца тогъай. По способу запутывания известны три разновидности пут – на передние две ноги эки аякълы кишен, на левые переднюю и заднюю ноги ёре кишен, на три ноги ючаякъ кишен.
Кюмюш керек – серебряные украшения для конской упряжи.
Кюмюш ёшюнлюк – нагрудник с серебряной отделкой.
Къудас – арх. султан из конских волос.
Къулакълыкъ – ремешок через лоб лошади.
Къууушхан – ремень, не дающий сползать седлу при спуске, паква. Эшекге къууушхан джарашханча – идёт, как корове (бук. ослу) седло.
Кюмюш ат керек – сбруя с серебряным набором.
Кёпчек – подушка седла. Кёбге къалгъан къонакъ кёпчегин унутур – засидевшийся гость седельную подушку забудет (неприлично долго гостить). Къылыч бау – темляк.
Манс – длинный кожаный ремень, которым крепили себя к седлу через бёдра, приделанные к углам подушки седла. Это делалось для того, чтобы раненый или убитый всадник не остался на поле боя, когда кавалерия после атаки отступала на свои позиции. У каждого всадника в комплекте было два таких ремня.
Мангылайлыкъ – налобный ремень узды.
Нохта – недоуздок.
Нал – подкова, существовало несколько видов, шипованные джити налла, в том числе с двумя зубцами тагъай, зимние къышхы налла, массивные тарпан налла, лёгкие с низкими шипами для скаковых лошадей чариш налла, которыми ковали только две передние ноги.
Олтан – пара деревянных щек седа.
Олтан кийизи – пара войлочных прокладок щеки остова седла.
Орта айыл – катаур, верхняя подпруга.
Сакъаллыкъ – подбородник конской узды.
Сыбыртхылыкъ – материал для приготовления плётки.
Тартхы айыл – чересседельник, диал. арыш.
Тартхы, тартхыч – повод от узды к нагруднику, чтобы лошадь без нужды не вскидывала вверх голову баш силкиу.
Такътыр – подвязки седла.
Тартма – гашник, очкур.
Тамакълыкъ – деталь уздечки.
Тиккич – ремешки в конской упряжи. Бир тиккич да бир атлыны атландырыр – один ремешок может завершить снаряжение верхового в путь.
Тёбеннги – деталь седла для защиты боков лошади от натирания ремнями. Тёбеннгилик – «кожа для изготовления тёбеннги».
Терлик – потник.
Тогъай – кольца узды.
Тууарыргъа – расседлать лошадь.
Ёшюнлюк – нагрудник, нагрудный ремень в конской сбруе.
Ёзеннги айыл – путлище, ремень стремени.
Ёзеннги – стремена.
 
{jcomments}