Живая сила творчества

Творчеством М. Батчаева, особенно его прозой и драматургическими произведениями, был совершён поворот, после которого невозможно, не должно писать плохо. И не будет преувеличением сказать, что в этом творчестве аккумулировано многое из самого знаменательного, большая доля того лучшего, что есть в карачаевской литературе последнего времени. О чём свидетельствуют и компетентные отзывы его собратьев по перу, и неподдельный, непреходящий интерес читателей, живших в ожидании новых его изданий, и вдумчивый, скрупулёзный анализ произведений литературоведами и критиками. Уместно вспомнить об этом ряд авторитетных высказываний.
«…Мусса Батчаев принадлежит к поколению, сформировавшемуся после войны. Откуда же эта проникновенность в изображении народного героя и величия народной души, не сломленной и протестующей?» — писала в своей книге «Дороги дружбы» в самом начале, на заре литературной деятельности Муссы Батчаева, доктор филологических наук, профессор Людмила Петровна Егорова, большой учёный, с чьим именем связаны многие яркие страницы развития науки и культуры нашей республики.
То, что Мусса Батчаев, как никто другой, из писателей Северного Кавказа, вышел на широкую дорогу художественного познания и отображения действительности и что его творческий опыт самый плодотворный и перспективный, не раз подчёркивал в своих книгах и во многих статьях один из ведущих, лучших, на мой взгляд, литературных критиков Советского Союза Казбек Султанов, ныне главный научный сотрудник Института мировой литературы, профессор, доктор филологических наук. «Ему доступно то «мужество открывать новую глубину и сложность жизни, о котором говорил Шукшин», — писал Султанов, например, в статье «Радуга так близко».
«Праздник в сердцах людей зарождался от глубокого, искромётного таланта Муссы Батчаева, он прекрасно знал язык и мастерски его использовал», — писала в одной из посвящённых его произведениям статей Асият Исмаиловна Караева, выдающийся учёный, с чьим именем можно смело олицетворить основополагающие, главные достижения карачаевского литературоведения, безусловно, своими трудами совершившая научный подвиг.
Прославленный киргизский писатель Чингиз Айтматов в письме Муссе Батчаеву признавал, что повесть «Элия» по своему художественному уровню ничуть не уступает лучшим произведениям советской литературы, как и его собственным, в частности, его получившей тогда несомненное признание «Прощай, Гульсары!»
Халимат Байрамукова, Осман Хубиев, Вадим Белоусов, Андрей Губин, Нина Байрамукова, Игорь Штокман, Фатима Урусбиева, Вадим Чернов, Римма Ортабаева, Зухра Караева, Татьяна Чанкаева, А. Ю. Коркмазов, А. Геращенко, Л. Прозорова, Альберт Узденов и многие другие подчёркивали в своих работах своеобычность, высокую художественность, глубину творчества Муссы Батчаева.
Анализу его произведений посвящены кандидатские диссертации по литературоведению: Р. Я. Бадаховой – «Творчество Муссы Батчаева в контексте нравственных исканий северокавказских литератур 60 – 80-х годов» (1999); Л. А. Борлаковой – «Творчество Муссы Батчаева. Проблема поэтики и стиля» (2006); Ф. О. Мамчуевой – «Этноментальные аспекты прозы Муссы Батчаева в свете жанрово-стилевых исканий карачаевской литературы второй половины ХХ века» (2012).
В той или иной степени произведения писателя затрагиваются ещё не менее чем в двух десятках диссертаций, посвящённых литературам народов Северного Кавказа – скрупулёзное, последовательное изучение его творчества продолжается.
В одном из стихотворений он написал:
.............  джазыучу уа
джюз джылдан бир кере туууучуду,
анга сый-бюсюреу келтирген да,
аны бек мийикге кёлтюрген да
ол туугъан, джашагъан джамагъатды -
джазыучу халкъына аманатды!
То есть, жизнь писателя, его судьба, судьба его творчества, всецело посвящённые, принадлежащие народу, и зависят от народа, и на совести народа. Иначе говоря, в этих строчках чётко обозначена естественная и единственно возможная грань ответственности писателя перед обществом и общества перед писателем — проявляющаяся как ярчайшая эстетическая субстанция, настоящее художественное творчество, несущее в себе свет высшей истины, в конечном счёте есть самовыражение духовно-нравственной сути народа. Что и обуславливает степень их органичности, взаимозависимости, взаимонеобходимости. Что также и определяет последовательность, высоту творческих устремлений и оценочных критериев.
В каждом из родов литературы, и в поэзии, и в прозе, и в драматургии, ему удалось создать произведения, ставшие ярким, заметным, неординарным явлением в национальной литературе, искусстве. В этом перечне мы можем назвать книги стихов «Раздумья» и «Веление века», прозы «Быть человеком», «Серебряный дед», «Мои земляки», оригинальных и переводных пьес «Побеждённая судьба», «До самой смерти» и другие.
 
{jcomments}